Технологии кинопроизводства меняются, адаптируются под новые экономические условия, становятся доступнее для всех, кто связывает свою жизнь с кино, и с этой точки зрения появление веб-сериалов — закономерное явление. Веб-сериалы в России только входят в моду, но уже видно, что у этого формата шикарный потенциал! Читайте наш большой материал с обзором актуальных российских веб-сериалов с комментариями от их создателей.
Что такое веб-сериал? Не путайте с видеоблогерством
Веб-сериал (или интернет-сериал) — это игровой сериал, который изначально создается для интернет-аудитории и для бесплатного просмотра в сетевом пространстве — в онлайн-кинотеатрах (например, dark-area.ru) или просто на Youtube. Не для кинопроката и не для показа на ТВ! Веб-сериал — это разновидность художественного игрового кино, поэтому разного рода видеоблогеров (даже если это «звезды ютуба», снимающие постановочные видеоролики) не стоит примешивать к этой теме. Является ли съемка веб-сериалов одним из направлений именно профессиональногокинопроизводства — на этот вопрос нет четкого ответа: данный формат пробуют как профессионалы, так и любители, но пока что опыт показывает, что у первых гораздо больше шансов на успех. Если у вас нет киношного образования, нет возможности пригласить в проект профессиональных актеров, операторов, звукорежиссеров и пр., но есть интересная задумка, команда друзей-энтузиастов и огромное желание делать свое кино, то… почему бы и нет?
Российское веб-сериальное производство постепенно обретает некие стандартны, каноны, инструкции. Есть даже своеобразный манифест-руководство под названием «10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал» от Арсения Гончукова, на чей успешный опыт с веб-сериалом «Район тьмы» уже ориентируются многие коллеги. По мнению Арсения, одну серию можно снять за один день, оптимальная длительность серии должна составлять 10-15 минут. Так как это продукт для веб-аудитории, а не для большого экрана, здесь не нужны никакие киношные изыски. «Сложнопостановочные сцены, слишком красивые кадры, вычурные ракурсы, гениально поставленный свет, напыщенная цветокоррекция — весь этот киношный апломб приведет к тому, что ваше кино только отпугнет зрителя«. Веб-сериал снимается быстро, дешево, минималистично. Конечно, желательно сотрудничать с профессиональными актерами: зритель может простить (или вовсе не заметить) сценарные косяки или плохое освещение, но бездарная актерская игра может отпугнуть аудиторию от продукта раз и навсегда. Бюджет одной серии должен составлять примерно 100 000 рублей или даже меньше.
Ультра-мало-бюджетное кино
Переходим к самой сложной и болезненной теме для создателей веб-сериалов. Как ни крути, деньги всё равно нужны, пускай это и относительно незначительные суммы типа вышеуказанной. Можно снимать неплохое видео на смартфон, можно использовать квартиру друга в качестве декорации, можно самостоятельно монтировать или даже самому исполнить главную роль в своем сериале — можно найти множество способов сэкономить. Независимое кино, собственно, так и выживает и процветает. Веб-сериал — это разновидность независимого кино. Да, режиссеру приходится выкручиваться, влезать в шкуру бухгалтера, продюссера, маркетолога. Но в этом есть свой азарт! Проблема в том, что в одиночку вы никак не сможете снять веб-сериал — вам нужна команда. И здесь встает материально-этический вопрос: можно ли НЕ платить своей команде? Допустим, это ваши лучшие друзья, они готовы работать бесплатно, но… как-то неудобно получается. Каждый решает этот вопрос по-своему. Арсений Гончуков призывает: если перед вами стоит выбор, снимать сериал без денег или не снимать вообще — снимайте без денег! И добавляет: «Никогда не кичитесь тем, что вы не платите людям за работу. Помните, вы одалживаете у них их время, силы, труд. Вы их должник. Не забывайте, что вы их просите о помощи. Будьте благодарны. Всегда«.
Следующий логичный вопрос: вот я снял веб-сериал — как я могу на нем зарабатывать? К сожалению, никто не даст вам готовую инструкцию. Веб-сериалы в России — экспериментальное поле, каждый ищет свои способы монетизации. Кто-то просто снимает и ни о чем таком не думает. В конце материала будет опрос создателей наших веб-сериалов, которые поделились своими идеями о том, как можно зарабатывать на таком продукте.
«Район тьмы» — первый успешный российский веб-сериал
Установить, какой веб-сериал был первым в России, пожалуй, нет возможности. Если порыться в архивах интернета, можно найти проекты 2014-2015 годов, которые завершались на этапе пилотной серии (в лучшем случае), тизера или концепт-арта. Зато можно отметить как исторический факт, что первым успешным российским веб-сериалом является «Район тьмы» Арсения Гончукова. Под «успешностью» мы понимаем, во-первых, факт завершенности (снят сезон из 12 серий), во-вторых, приобретение собственной качественной аудитории, находящейся в ожидании следующего сезона (уже готова и опубликована первая серия второго сезона). Другими словами, «Район тьмы» реально смотрят и обсуждают десятки тысяч людей. В-третьих, проект начинает приносить прибыль.
12 серий (точнее, 13, если считать «нулевую») первого сезона «Района тьмы» выходили с декабря 2015 по март 2017 года. Каждая серия имеет отметку количества просмотров в среднем примерно 100 тысяч. По первому взгляду на визуальный стиль и по тизерам у вас может сложиться впечатление, что «Район тьмы» — это мистический триллер. На самом деле, мистики здесь нет ни капли, по жанру я бы обозначил сериал как криминально-психопатологический триллер. К похожему жанру относится недавний российский телесериал «Метод», только там была еще детективная линия. Псевдомистические эпизоды в некоторых сериях «Района тьмы» — не более чем галлюцинации психически больных людей. Это такое приземленное, гиперреалистичное кино, раскрывающее темные уголки человеческой психики. Будьте готовы к сценам насилия, включая расчлененку и лужи крови.
Арсений Гончуков — опытный кинорежиссер, обладатель множества фестивальных наград за игровые полнометражные фильмы. Поэтому неудивительно, что «Район тьмы» сделан профессионально. Это действительно качественный, зрелищный, эффектный продукт, с отличной актерской работой. Это прорыв в российском веб-сериальном производстве и некий «маяк» для всех, кто в дальнейшем будет пробовать этот формат. Кроме того, для каждой серии Арсений делает «фильм о фильме» — примерно 10-минутный ролик о том, как снимался эпизод, с бэкстэйджем. Могу сказать, что эти ролики смотрятся не менее захватывающе, чем основное действие!
Где смотреть: онлайн-кинотеатр «Район тьмы»; канал на Youtube; первая серия первого сезона + страница Арсения на Фэйсбуке.
Веб-сериал «Проклятые клады» — продолжение horror-направления
Последователи Арсения Гончукова нашлись в Белоруссии. В 2017 году стартовал независимый веб-сериал «Проклятые клады» («Заклятыя Скарбы»), на данный момент выпущены две серии. «Проклятые клады» — тоже хоррор, но, в отличие от «Района тьмы», чисто мистический. Сюжет основан на народных белорусских легендах-страшилках. Первая серия — типичный лесной ужастик, в котором персонажи — отец и сын — находят клад и пробуждают демоническую силу. Судя по всему, различные опасные клады, таящие в себе дьявольскую силу, являются основой сюжета каждой серии. Во втором эпизоде в связи с этим используется отличная задумка с виртуальным кладом. Герои — разработчики компьютерных игр — находят «проклятый клад» в виртуальном мире и сталкиваются прямо там с демонической сущностью, которая благополучно перебирается в мир реальный.
Для создателя сериала Сержа Овсяника это первый режиссерский опыт, и для веб-сериального дебюта получилось очень даже неплохо! Особенно вторая серия, для которой изготавливался эффектный и жуткий костюм демона. Использовать костюмы и грим оказалось намного дешевле, чем заказывать компьютерную графику, которая присутствовала в первой серии, но выглядела откровенно невзрачно. Веб-сериал стартовал достаточно мощно для Белоруссии — у первого эпизода более 400 000 просмотров. Невероятный показатель! Думаю, даже Арсений Гончуков может такому позавидовать. Кроме того, у «Проклятых кладов» есть потенциал в плане освоения русскоязычной аудитории: пока что сериал выходит на белорусском языке, но Серж Овсяник обещает сделать русский дубляж. Собственно, про этот белорусский веб-хоррор у нас уже знают — благодаря дружескому пиару от того же Гончукова. В июле произошла историческая встреча создателей главных российских (точнее — постсоветских) веб-сериалов в жанре «хоррор», во время которой было записано это интервью.
Где смотреть: в мобильном приложении онлайн-кинотеатра «Район тьмы» (Google Play, iTunes); канал на Youtube.
Веб-сериалы без «пугалок» тоже имеют право на жизнь!
Другое развивающееся направление российских веб-сериалов — кино «про жызнь». Здесь впереди всех проект под названием «Это я» — веб-сериал, который создает команда молодых выпускников ВГИКа. Премьера веб-сериала состоялась в сентябре в интернет-журнале «Батенька, да вы трансформер». Сейчас доступны четыре короткие 4-5-минутные серии — истории из повседневной жизни московской девушки-художницы. Здесь нет какого-то экшена, саспенса, криминала. Мы наблюдаем за жизнью главной героини — недавней студентки Кати Сомовой. Вот что написал режиссер Андрей Феночка на своей странице в Фэйсбуке: «Мы сделали веб-сериал «Это я» — историю о девушке, которая постоянно попадает в неловкие ситуации, борется с собственной нерешительностью, учится говорить нет и принимать себя такой, какая она есть«. Кино получилось вполне симпатичное, а в главной роли замечательно смотрится актриса Алиса Сельникова.
Где смотреть: на «Батеньке»; канал на Youtube.
Второй образец «жизненного» направления — молодежный веб-сериал «Однажды в Петербурге», съемки пилотной серии проходят как раз в эти дни. Проект примечателен тем, что он рассчитан не только на российскую, но и на китайскую аудиторию (создатели планируют охватывать в первую очередь как раз китайский рынок). Для привлечения средств запущена кампания на краудфандинговой платформе «Планета». «Однажды в Петербурге» — истории из жизни китайского студента в Питере. Возможно, главная находка создателей сериала — это молодой китайский актер Цзя И, знающий русский язык. Согласитесь, было бы странно делать кино про китайца без китайского актера в главной роли… Жизнь режиссера и сценариста веб-сериала Надежды Карповой вообще тесно связана с Китаем, читайте подробнее об этом в нашем интервью. Кстати, «Однажды в Петербурге» — тот случай, когда успешный опыт Арсения Гончукова действительно вдохновляет кого-то на создание веб-сериала.
Где следить за развитием событий: Фэйсбук Надежды Карповой, паблик Вконтакте.
Еще парочка российских веб-сериалов
На самом деле, энтузиастов независимого веб-сериального движения в России немало, и с каждым месяцем их становится всё больше. Простой поиск по социальным сетям с запросом «веб-сериал» помог мне узнать о паре интересных проектов. Вот, например, веб-сериал на постапокалиптическую тематику «Смотри в оба» с интригующей пометкой «21+», создатели — самарская студия «Eterex studio». Из описания: «Недалекое будущее. Три эпизода расскажут о мире, в котором произошло нечто глобальное и очень нехорошее, что навсегда изменило его обитателей». Пилотная серия находится на стадии постпродакшна, правда, эта стадия длится уже чуть ли не больше года… Сценарист и один из создателей веб-сериала Игорь Талалаев сообщает, что первая серия почти готова. А пока можно посмотреть тизер.
Где следить за развитием событий: канал на Youtube, страница Вконтакте.
В завершении нашего обзора — забавный веб-сериал «Детективное агентство «Закат» от барнаульской компании «Бескрайняя Сибирь Фильм» (как я понимаю, это и студия, и киношкола). Пока что вышло две серии, я их посмотрел… В общем, это тот случай, когда настолько всё плохо, что даже хорошо. Критиковать это зрелище можно бесконечно: почти полное отсутствие сюжета (как будто сценарий придумывался на ходу), затянутость, абсолютно невзрачные декорации (какое-то убогое офисное помещение), полный провал по звуку (все диалоги озвучены после съемок) и т.д. «Актеры» — молодцы, играют, как умеют. Жанр этого веб-сериала я бы определил как абсурдный детектив с элементами сюрреализма. Несмотря на большое количество косяков, действие вполне может увлечь. Да и если по справедливости — зачем ругать алтайских ребят-энтузиастов, которые просто захотели и сняли свой веб-сериал! Ну хотя бы пару серий… Сейчас проект имеет неопределенный статус: второй эпизод вышел в апреле, с тех пор процесс что-то притормозился, хотя в новостях проекта упоминается уже пятый эпизод. Режиссер «Детективного агентства Закат» и исполнитель главной роли Денис Фурсов в сентябре написал о «смене формата».
Где следить за развитием событий: группа Вконтакте, канал на Youtube.
Что говорят создатели российских независимых веб-сериалов
Специально для этого материала создатели вышеописанных веб-сериалов поделились своим мнением по двум вопросам: перспективы веб-сериалов в российском независимом кино и возможность получения прибыли.
Арсений Гончуков, продюссер и режиссер веб-сериала «Район тьмы»
— На ваш взгляд, веб-сериалы — это будущее независимого кино в России?
— Именно так я считаю и уверен в этом. Причем, несмотря на то, что сейчас веб-сериалами начинают интересоваться и заниматься крупные студии. Но они ошибаются, думая, что интернет лишь тестовая площадка для продуктов для ТВ. То есть рассматривая интернет-сериалы не как самостоятельный продукт, а как вспомогательный, они ошибаются. Тем самым лишая самих себя стратегии, а свой продукт — будущего. На самом деле, тем и хорош формат веб-сериала, что твое кино не зависит ни от этих самых крупных студий, ни от дистрибьюторов и кинотеатров, ни от ТВ, ни даже от больших бюджетов. Ты можешь снять очень недорогой креативный кинопродукт, заинтересовать зрителя и получить его внимание напрямую, в обход кино и телевизионных чиновников. Нет, это непросто, интернет — особая территория, со своими правилами и законами, и не факт, что ты сразу станешь успешным. Но изначально ты независим полностью, и это дорогого стоит. В интернете никто не бросит в тебя камень по поводу дешевизны твоего сериала. Это даже скорее будет плюс. Но на уровне идеи, драматургиии, понимания того, что нужно интернету и что увлечет твоих подписчиков, тут да, тут придется поломать голову. Получится сделать популярный интернет-сериал у единиц. Хотя я надеюсь, со временем их будет становиться все больше и больше.
— Могут ли веб-сериалы приносить прибыль своми создателям?
— Убежден, что да. Уверен. Иначе и быть не может. Но нужно время, нужны новые формы, нужно найти подход. Сейчас с этим слишком много проблем, чтобы сразу вот так взять и начать колотить деньги в сети. Да, мы жуткие халявщики с торрентов. Да, наши зрители — не очень состоятельные люди. Да, мы просто не привыкли платить за контент. Но вместе с тем, у нас очень мало раскрученных платформ, которые мы можем предложить, и чтобы это было удобно пользователям. У нас нет инфраструктуры. Но вообще, в первую очередь, нужно ковать крутой контент и постепенно приучать зрителя к тому, что за него нужно платить. Делать сейчас, когда платные платформы и сами веб-сериалы толком почти никто не делал, говорить о том, что это не может быть прибыльным — не просто недальновидно, но просто глупо. Даже снимая наш веб-сериал «Район тьмы», пусть мы не брали деньги за контент, но нам удалось привлечь инвесторов и рекламодателей. Хотя хоррор не самый популярный у нас жанр. Так что уверен, могут, и будут приносить прибыль. Слово за маркетологами, и только.
Серж Овсяник, режиссер веб-сериала «Проклятые клады»
— На ваш взгляд, веб-сериалы — это будущее независимого кино в России (или в вашем случае — в Беларуси)?
— Я сомневаюсь, что это будущее. Скорее, это просто параллельный вид кинематографа, который займет определенную нишу (надеюсь, не малую!) в этом виде искусства. С каждым годом веб-сериалов будет все больше, так как это быстро и относительно недорого и это интересно для зрителя. Но стать чем-то доминирующим веб-сериалы не смогут, да и этого никто не будет добиваться! Это моя точка зрения.
— Рассчитываете ли вы на то, что ваш веб-сериал будет приносить прибыль?
— Если заниматься производством веб-сериалов как моделью бизнеса, то безусловно можно и нужно стремиться к получению прибыли! Но это всё может работать только в долгосрочной перспективе. Пока потенциальные инвесторы и рекламодатели в наших широтах с опаской и недоверием посматривают на сей продукт. И это понятно — совершенно новый и необычный жанр на нашем кинопространстве. Но в скором времени все изменится и веб-сериалы будут использоваться в качестве рекламных площадок для брендов (будет работать продактплейсмент, как и в любом другом аудиовизуальном популярном произведении). Возможно, будут и другие взаимоотношения бизнеса и создателей таких сериалов. Но это опять же мое личное мнение. Пока наш сериал, как и все другие, делается на личном энтузиазме и за личные средства.
Елизавета Симбирская, сценарист веб-сериала «Это я»
— На ваш взгляд, веб-сериалы — это будущее независимого кино в России?
— Мы думаем, что веб-сериалы не могут заменить полнометражное, короткометражное, какое угодно кино, но могут стать воротами в киноиндустрию для авторов, не имеющих связей, опыта, денег, или для авторов, не заинтересованных в жестких индустриальных отношениях с продюсерами. В будущем, когда веб-сериалов станет много и они перейдут из количества в качество, они, безусловно, смогут стать полноценными участниками кинематографического процесса. Чем больше людей придет в киноиндустрию через веб-сериалы с представлениями о свободе творчества и самовыражения, о счастье создавать кино независимо от политической повестки и художественных вкусов больших начальников, тем лучше для индустрии.
— Рассчитываете ли вы на то, что ваш веб-сериал будет приносить прибыль?
— Пока что мы не знаем, как может зарабатывать наш веб-сериал сам по себе. Перспектива, о которой мы мечтаем — это съемки новых серий на собственные или краундфандинговые деньги, увеличение зрительской аудитории и, как следствие, интерес к нам либо сторонних компаний, либо продюсерских компаний, готовых платить за новые серии. Это перспектива на будущее, пока что мы намерены просто снимать дальше «ЭТО Я» и зарабатывать авторитет у зрителей, привлекать внимание адекватных продюсеров и получать удовольствие от работы над сериалом.
Надежда Карпова, режиссер и сценарист веб-сериала «Однажды в Петербурге»
— На ваш взгляд, в России есть будущее у веб-сериалов как у формата независимого кино?
— Мне кажется, что веб-сериалы — это наше будущее. Но только вряд ли именно у нас кто-нибудь первым придумает эффективную схему их монетизации. Дождемся зарубежного опыта. Потом веб-сериалы тоже станут коммерческими. Ну а пока не стали таковыми и снимаются на чистом энтузиазме — это и есть независимое кино. (вопрос и ответ взяты из интервью)
— Рассчитываете ли вы на то, что ваш веб-сериал будет приносить прибыль?
— Да, так как в Китае с монетизацией вопрос обстоит проще.
Игорь Талалаев, сценарист и один из авторов идеи веб-сериала «Смотри в оба»
— На ваш взгляд, в России есть будущее у веб-сериалов как у формата независимого кино?
— Может быть, веб-сериалы и не будущее независимого кино в России, но вот сам веб — определённо. Для распространения в Сети не нужны миллионы, хотя и крайне желательно иметь некоторые знакомства. Но в любом случае договориться с блогерами и кинопорталами о пиаре — это совсем не то же самое, что получить разрешение на прокат в кинотеатрах. А формат сериала подходит далеко не каждому, хоть сейчас и находится на подъёме. Снять полнометражку проще, чем тянуть сериал. Молчу уж про короткий метр.
— Рассчитываете ли вы на то, что ваш веб-сериал будет приносить прибыль?
— Наш веб-сериал пока представляет из себя лишь пилотную серию, завершённую на 99%, а остальные мы планируем снимать уже с возросшим бюджетом, используя краудфандинг. Вопрос стоит не столько в прибыли, сколько просто в возможности рассказать историю до конца. Или несколько историй. Конечно, нам бы хотелось, чтобы «Смотри в оба» стал успешным — тогда бы мы смогли быстрее и качественнее организовывать следующие съёмки. Так что расчёт такой: если прибыли не будет, то, возможно, не будет и самого сериала.